Москва и МО: 8 (495) 60-20-100
Регионы РФ: 8 (800) 600-47-24
 
Обмеры: 3D сканирование, 3D модели, чертежи
Градуировка загрязнённых нефтеналивных танков грузового судна и вытекающие из-за загрязнения проблемы с точностью

Проблемная градуировка загрязнённых нефтеналивных танков грузового судна

06.06.2023 г.

Специалистами инженерной компании «НГКИ» выполнена градуировка загрязнённых, плохо отмытых нефтеналивных танков грузового судна в Астрахани. В ходе обмерных работ и особенно на камеральном этапе в процессе обработки данных лазерного сканирования и построения обмерных 3D моделей танков мы столкнулись с довольно серьёзными проблемами, поскольку из-за наличия масляной плёнки на стенках танков и целых луж нефтепродуктов на их днищах существенно ухудшили качество лазерного сканирования.

Проблемы с качеством обмеров из-за плохой промывки танков от нефтепродуктов

Градуировка резервуаров геометрическим методом с применением технологии лазерного сканирования является для нашей компании обычной задачей: мы много лет выполняем градуировку наземных, подземных, судовых резервуаров, а также различных цистерн и трубопроводов. Именно такую работу мы осуществляли в Астрахани по 3D лазерному сканированию и дальнейшему 3D моделированию танков грузового судна с составлением в итоге градуировочных таблиц танков.

Но данная статья посвящается, в первую очередь, не выполненной конкретной работе, а проблеме, с которой мы всё чаще начинаем сталкиваться: плохо отмытые или вообще не мытые танки судов очень сложно как сканировать, так и затем обрабатывать результаты обмерных работ.

Точность градуировочных таблиц судовых танков определяется, в основном, точностью обмерных 3D моделей танков, получаемых по результатам 3D лазерного сканирования судовых резервуаров (фото 1, 2). Так что прямая зависимость точности калибровочных таблиц от качества выполненных обмерных работ не подлежит сомнению.

Лазерное сканирование внутри загрязнённого грузового танка проводит система Leica ScanStation P20 для целей градуировки резервуаров Лазерное сканирование внутри загрязнённого грузового танка проводит система Leica ScanStation P20 для целей градуировки резервуаров

Влияние плохо замытых нефтеналивных танков на точность градуировочных таблиц

Наличие масляной плёнки на стенах и днище танков (фото 3, 4) существенно увеличивает шум измерений, а в ряде случаев вообще приводит к отсутствию отражения лазерного сигнала, то есть к появлению «теней» (фото 5, 6). Качество произведённого 3D лазерного сканирования и точность создаваемых 3D моделей танков и, соответственно, итоговых градуировочных таблиц существенно страдают.

Пятна мазута на стенках грузового танка, а также лужи от нефтепродуктов не позволяют нормально провести обмеры для целей градуировки резервуаров Лазерное сканирование загрязнённого остатками нефтепродуктов танка выполняет 3D система Leica ScanStation P20 для целей градуировки резервуаров

Результаты лазерного сканирования грузового танка при плохой зачистке: синим цветом на модели обозначены «тени» Результаты лазерного сканирования грузового танка при плохой зачистке: синим цветом на модели обозначены «тени»

Эти «тени» нашим специалистам приходится затягивать методом экстраполяции полученных измерений на соседних участках (на рисунках 7, 8 границы участков затягивания обозначены красным). Наш опыт показывает, что затягивание множественных теней приводит к увеличению погрешности градуировки с допустимых по ГОСТу 0,2–0,3% до 0,5–0,6%. Затем это влечёт за собой частые конфликты с сюрвейерами, измеряющими объёмы перевозимых нефтепродуктов в местах погрузки/разгрузки танкеров.

Участки 3D модели в местах с плохой зачисткой танков затянуты методом экстраполяции и выделены красным цветом Участки 3D модели в местах с плохой зачисткой танков затянуты методом экстраполяции и выделены красным цветом

Как итог: плохо замытые танки или откровенно грязные танки не могут быть качественно отсканированы, и это ведёт к ухудшению точности измерений, построенных 3D моделей и итоговых градуировочных таблиц. Данная проблема вовсе не нова, ведь мы достаточно часто сталкиваемся с подобным наплевательским отношением Заказчиков работ по градуировке резервуаров, и приводит это только к лишним сложностям при обработке результатов обмерных работ и увеличению погрешности градуировки резервуаров. А ведь достаточно соблюдать простое правило: после хранимых нефтепродуктов наливные резервуары необходимо тщательно замывать перед проведением процедуры калибровки, и тогда точность градуировочных таблиц будет составлять ожидаемые 0,1–0,3%!

Инженерная компания «НГКИ» имеет большой опыт градуировки резервуаров различных видов (судовых, наземных, подземных) и калибровки трубопроводов. Градуировка резервуаров и трубопроводов производится геометрическим методом с применением технологии 3D лазерного сканирования, которая даёт возможность зафиксировать реальную геометрию резервуара или трубопровода, также учесть их внутренние детали, инфраструктуру. В результате Заказчик получает градуировочные таблицы, рассчитанные с высокой точностью. Более подробно узнать обо всех видах работ, которые выполняет наша компания в данном сегменте рынка, вы сможете на следующей странице нашего сайта:

— «Точная градуировка резервуаров и трубопроводов методом 3D лазерного сканирования».

Телефоны для связи:
Москва и Московская область:
Регионы РФ (бесплатно):
Обмерные работы и инженерные изыскания с применением технологии лазерного сканирования
Наши проекты
Наши публикации
Печатные издания
Наши видеоролики
Закажите обратный звонок
нашим специалистам
У Вас возникли вопросы или же требуется уточнить информацию, указанную на сайте? Просто укажите суть вопроса в форме ниже:
Позвоните нам сами или оставьте свой номер телефона в поле ниже, и мы свяжемся с вами: